Александровский муниципальный округ Бардымский муниципальный округ Березовский муниципальный округ Большесосновский муниципальный район Верещагинский городской округ Гайнский муниципальный округ Горнозаводский городской округ Город Березники Город Кунгур Город Пермь Городской округ "Город Кизел" Городской округ "Город Кудымкар" Гремячинский городской округ Губахинский городской округ Добрянский городской округ Еловский муниципальный округ ЗАТО Звездный Ильинский городской округ Карагайский муниципальный округ Кишертский муниципальный округ Косинский муниципальный округ Кочевский муниципальный округ Красновишерский городской округ Краснокамский городской округ Кудымкарский муниципальный округ Куединский муниципальный округ Кунгурский муниципальный район Лысьвенский городской округ Нытвенский городской округ Октябрьский городской округ Ординский муниципальный округ Осинский городской округ Оханский городской округ Очерский городской округ Пермский муниципальный район Сивинский муниципальный округ Соликамский городской округ Суксунский городской округ Уинский муниципальный округ Чайковский городской округ Частинский муниципальный округ Чердынский городской округ Чернушинский городской округ Чусовской городской округ Юрлинский муниципальный округ Юсьвинский муниципальный округ

Правовое просвещение

2023-08-18_15-11-11.png


Укус безнадзорной собаки, кто несет ответственность?

Ответственность за вред, причиненный гражданину укусом безнадзорного животного в соответствии с положениями статей 125, 1069, 1071 Гражданского Кодекса Российской Федерации и пункта 3 статьи 158 Бюджетного Кодекса Российской Федерации лежит именно на местной администрации, поскольку администрация муниципального образования в силу действующего законодательства является заказчиком по заключенным контрактам на оказание услуг по отлову, содержанию (в том числе лечению, вакцинации, стерилизации) и возврату на прежние места обитания животных без владельцев, а также распорядителем перечисленных на ее счет денежных средств из областного бюджета.

Исходя из положений статьи 1101 Гражданского кодекса Российской Федерации, с учетом фактических обстоятельств дела, характера, степени и объема причиненных физических и нравственных страданий, связанных с причинением гражданину боли от укуса собаки, длительность проводимого лечения, а также с учетом принципа разумности и справедливости, потерпевший за перенесенные им страдания может обратиться с исковым заявлением в Кочевский районный суд с требованием компенсации морального вреда. Поскольку гражданское судопроизводство основано на принципе состязательности сторон, и каждая сторона должна самостоятельно доказывать свои доводы, следует обратить внимание на следующее. В случае факта укуса гражданина со стороны животного, следует обратиться в полицию, для того чтобы правоохранительные органы предприняли меры к установлению собственника животного, либо установления факта того, что животное является безнадзорным (собственника не имеет). Кроме того, необходимо обратиться с аналогичным заявлением в местную администрацию, поскольку указанные вопросы входят в их компетенцию. В обязательном порядке, нужно обратиться за медицинской помощью, поскольку это будет подтверждать факт укуса и последствия причиненного Вам вреда.

Дополнительно разъясняю, что заявление в суд в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах; охраны здоровья, включая медицинскую помощь; обеспечения права на благоприятную окружающую среду; образования.

Таким образом, в случае причинения вреда здоровью несовершеннолетнего укусом собаки, Вы вправе обратиться с заявлением о защите прав несовершеннолетнего в прокуратуру Кочевского района.


Лишение водительских прав за долги по алиментам на детей

В соответствии с Федеральным законом «Об исполнительном производстве», судебные приставы могут ограничить автовладельцу действие водительского удостоверения за долги размером более 10 тысяч рублей (долги по алиментам; по штрафам; по возмещению вреда здоровью; по возмещению вреда в связи со смертью кормильца; по возмещению имущественного ущерба или морального вреда, причинённых преступлением).

Судебный пристав-исполнитель не изымает водительское удостоверение у должника, а выносит и вручает (в том числе посредством уведомления через портал Госуслуги) последнему копию судебного постановления об ограничении действия водительских прав. И это само по себе является запретом на вождение.

Если продолжать пользоваться автомобилем, то за это могут наказать по 17.17 КоАП РФ, которая предусматривает лишение прав на срок до одного года или до 50 часов общественных работ.

Вернуть водительское удостоверение можно только после полного погашения долга.


Участие граждан в рассмотрении уголовных дел судами в качестве присяжных заседателей

Рассмотрение уголовных дел судом с участием присяжных заседателей – это форма отправления правосудия, целью которой является постановление судебных решений по уголовному делу с привлечением граждан, для обеспечения максимальной состязательности в судебном разбирательстве и беспристрастности принимаемых по делу решений. Присяжные заседатели отражают существующее в обществе представление о праве, законе, справедливости. Это граждане Российской Федерации, участвующие в осуществлении правосудия при рассмотрении судами первой инстанции подсудных им уголовных дел. Рассмотрение уголовных дел с участием присяжных заседателей проводится в Верховном Суде РФ, Верховных судах республик, краевых, областных судах, судах городов федерального значения, автономной области и автономных округов, районных судах, окружных (флотских) военных судах и гарнизонных военных судах, за исключением военных судов, дислоцированных за пределами территории Российской Федерации. Суд с участием присяжных заседателей рассматривает дела о преступлениях, отнесенных к категориям тяжких и особо тяжких, такие как убийство, умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, повлекшее по неосторожности смерть потерпевшего, похищение человека при отягчающих обстоятельствах, посягательство на жизнь сотрудника правоохранительного органа, бандитизм, организация преступного сообщества, а также ряд преступлений против мира и безопасности человечества, среди которых выделяются преступления, связанные с призывами к развязыванию войн, экоцид, геноцид. Дела с участием присяжных заседателей рассматриваются только при наличии ходатайства обвиняемого о рассмотрении его дела судом присяжных, заявленного после ознакомления с материалами уголовного дела на предварительном следствии либо в ходе предварительного слушания. Кандидаты в присяжные заседатели муниципального образования определяются путем случайной выборки с использованием Государственной автоматизированной системы Российской Федерации "Выборы" на основе содержащихся в ее информационном ресурсе персональных данных об избирателях, участниках референдума. При этом, из числа отобранных граждан исключаются лица, которые не могут быть присяжными заседателями. Закон устанавливает определенные требования к кандидатам в присяжные заседатели. Ими могут быть лица: 1) достигшие к моменту составления списков кандидатов в присяжные заседатели возраста 25 лет; 2) не имеющие непогашенную или неснятую судимость; 3) не признанные судом недееспособными или ограниченные судом в дееспособности; 4) не состоящие на учете в наркологическом или психоневрологическом диспансере в связи с лечением от алкоголизма, наркомании, токсикомании, хронических и затяжных психических расстройств; 5) не являющиеся подозреваемыми или обвиняемыми в совершении преступлений; 6) владеющие языком, на котором ведется судопроизводство; 7) не имеющие физических или психических недостатков, препятствующих полноценному участию в рассмотрении судом уголовного дела. Еще до вызова в суд гражданину приходит уведомление о том, что его включили в список кандидатов в присяжные заседатели. В списке кандидат находится четыре года. Граждане имеют право обращаться в исполнительно-распорядительный орган соответствующего муниципального образования с письменными заявлениями о необоснованном включении их в указанные списки, об исключении их из этих списков или исправлении неточных сведений о кандидатах в присяжные заседатели, содержащихся в этих списках. При этом, исполнительно-распорядительные органы муниципальных образований и высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации обязаны ежегодно (или по представлению председателя суда в более короткие сроки) проверять и при необходимости изменять и дополнять в соответствии с положениями настоящей статьи списки кандидатов, исключая из них граждан, утративших право быть присяжными заседателями, и включая в них тех, кто был отобран дополнительно. В соответствии со ст. 10 Федерального закона о присяжных заседателях и ч. 3 ст. 326 УПК РФ, регулирующими порядок и сроки исполнения гражданином обязанностей присяжного заседателя, одно и то же лицо может участвовать в судебных заседаниях в качестве присяжного заседателя не более одного раза в течение десяти рабочих дней в календарном году либо все время до окончания рассмотрения дела. Формирование коллегии присяжных заседателей, способной непредвзято, по внутреннему убеждению, и совести ответить на поставленные вопросы, обеспечивается закреплением в законе достаточно сложного порядка привлечения граждан к исполнению в суде обязанностей присяжных заседателей, установлением специальных гарантий их беспристрастности. Процедура формирования коллегии присяжных заседателей состоит из двух этапов. Первый – это мероприятия организационно-технического характера. В ходе которого, согласно ст. 326 УПК РФ, определяющей порядок составления предварительного списка присяжных заседателей, секретарь судебного заседания или помощник судьи производит отбор кандидатов в присяжные заседатели из находящихся в суде общего и запасного списков (в районном суде и гарнизонном военном суде - списка и запасного списка) путем случайной выборки и проверяет наличие обстоятельств, препятствующих участию лица в качестве присяжного заседателя в рассмотрении уголовного дела, а также не участвовал ли кандидат в качестве присяжного заседателя в судебном заседании в течение календарного года (часть 3 статьи 326 УПК РФ), не является ли присяжным заседателем по другому делу, в том числе рассматриваемому в другом суде. По итогам данной процедуры судом направляется приглашение - письмо кандидату о его вызове для участия в отборе коллегии присяжных. В случае поступления гражданину приглашения ему необходимо явиться в суд в указанную дату и время. Далее начинается процедурный этап формирования коллегии присяжных. Непосредственно формирование коллегии присяжных заседателей производится в закрытом судебном заседании. Законом установлено, что количество присяжных заседателей зависит от вида суда, рассматривающего дело. В районных судах и гарнизонных военных судах коллегия присяжных заседателей состоит из шести человек, а в судах уровня субъекта — областных, краевых или верховных судах республик — из восьми. Отбор коллегии присяжных заседателей производится путем опроса кандидатов председательствующим судьей и сторонами для выяснения обстоятельств, препятствующих их участию в судебном заседании в качестве присяжного заседателя. Кроме того, сторонами в ходе формирования коллегии могут быть заявлены мотивированные и немотивированные отводы кандидатам, которые, по их мнению, не могут быть объективными при рассмотрении уголовного дела. Решение об удовлетворении мотивированных отводов принимается только судом. Кроме заявления отводов сторонами, кандидат в присяжные заседатели может и сам заявить самоотвод, в случаях, если по своему физическому, психическому состоянию, а также по иным причинам, он не сможет участвовать в рассмотрении уголовного дела. Законом не предусмотрена ответственность за отказ кандидата на стадии формировании коллегии от дальнейшего участия в рассматриваемом уголовном деле. Как и профессиональные судьи, кандидаты в присяжные заседатели, которые по результатам отбора вошли в коллегию, принимают присягу – клянутся быть честными и беспристрастными. После чего, судьей разъясняются права и обязанности, которыми наделены присяжные заседатели, круг которых достаточно широкий. Согласно нормам уголовно-процессуального закона во время судебного заседания присяжные вправе: 1) исследовать все обстоятельства уголовного дела; 2) осматривать вещественные доказательства и документы; 3) задавать через судью вопросы допрашиваемым лицам; 4) просить судью разъяснить нормы закона, которые относятся к делу, и другие неясные для них вопросы и понятия; 5) вести собственные записи и пользоваться ими при подготовке вердикта. Кроме того, поскольку на время процесса присяжные заседатели становятся «судьями от народа», то на период осуществления ими правосудия они имеют такие же гарантии неприкосновенности и независимости, как у судей, защиту от давления и противоправного воздействия. Жизнь и здоровье присяжного заседателя охраняются законом. На период исполнения своего гражданского долга и участия в судебных заседаниях, работодатель присяжного заседателя не вправе его уволить или перевести на другое место работы. Проведенное в суде время засчитывается в трудовой стаж. В случае, когда присяжный заседатель официально трудоустроен, то его заработная плата сохраняется и выплачивается из средств федерального бюджета. Если же присяжный заседатель не трудоустроен, работает по гражданско-правовому договору или является самозанятым, то выплачивается 50% от должностного оклада судьи того суда, где рассматривается дело (районного или областного), пропорционально количеству дней судебного разбирательства. Все транспортные расходы присяжных, которые связаны с рассмотрением дела, а также расходы, затраченные на проживание в случае значительной удаленности суда от места жительства присяжного, компенсируются государством. Но, помимо гарантий и прав, на период рассмотрения уголовного дела присяжные заседатели имеют и определенный круг обязанностей: 1) присяжные не могут отлучаться из зала судебного заседания во время его рассмотрения; 2) уголовно-процессуальный закон запрещает присяжным высказывать свое мнение до вынесения вердикта, а также делиться информацией с кем бы то ни было об обстоятельствах уголовного дела, ставших известными в ходе судебного заседания; 3) кроме того, на присяжных заседателей возлагается важнейшая обязанность по вынесению вердикта по уголовному делу, в связи с чем, они не вправе нарушать тайну совещательной комнаты при его вынесении. Специфика судебного следствия, проводимого с участием присяжных заседателей, состоит в том, что доказательства представляются сторонами не председательствующему судье, а присяжным, которые в последующем ими должны быть оценены в совещательной комнате для вынесения вердикта. По результатам судебного следствия председательствующий судья формулирует вопросы присяжным заседателям. В соответствии с требованиями ст. 341 УПК РФ решение по поставленным вопросам в вопросном листе принимается в совещательной комнате только составом коллегии присяжных заседателей. Присутствие в совещательной комнате иных лиц, в том числе запасных присяжных заседателей, недопустимо. На основании своего жизненного опыта, гражданского правосознания и представлений о справедливости, в согласии со своей совестью и по внутреннему убеждению, основанному на личном участии в судебном процессе, присяжные заседатели в условиях тайны совещательной комнаты в отсутствие председательствующего решают следующие вопросы: 1) доказано ли, что имело место деяние, в совершении которого обвиняется подсудимый; 2) доказано ли, что деяние совершил подсудимый; 3) виновен ли подсудимый в совершении преступления; 4) заслуживает ли подсудимый снисхождения. Присяжные заседатели могут принять решение по поставленным вопросам единодушно, но в случае, если имеются разногласия относительно ответов, то в таком случае к голосованию они могут приступить только по истечении трех часов. Обвинительный вердикт считается вынесенным, если на поставленные вопросы более половины числа присяжных заседателей на первые два вопроса ответили «Да, доказано» и на третий вопрос то же количество присяжных ответили: «Да, виновен». Любая другая комбинация ответов на вопросы, содержащиеся в опросном листе, означает, что коллегия присяжных заседателей по уголовному делу вынесла оправдательный вердикт. Результаты совещания и голосования присяжных заседателей удостоверяет их старшина. Вердикт присяжных заседателей, содержанием которого являются ответы на вопросы вопросного листа, провозглашается старшиной присяжных заседателей в зале судебного заседания в присутствии председательствующего судьи и сторон. С провозглашением вердикта деятельность коллегии присяжных заседателей полностью прекращается. Если коллегией присяжных заседателей вынесен оправдательный вердикт, председательствующий судья после провозглашения такого вердикта и независимо от собственного отношения к нему обязан объявить подсудимого оправданным и распорядиться об освобождении подсудимого из-под стражи. При обвинительном вердикте судья решает вопросы о квалификации преступления, назначении осужденному наказания. Исследование данных обстоятельств производится в судебном заседании с участием сторон, уже без участия присяжных заседателей, но, при их желании, они могут присутствовать в зале судебного заседания. Участие в осуществлении правосудия в качестве присяжных заседателей граждан, включенных в списки кандидатов в присяжные заседатели, является их гражданским долгом.


Сохранение трудовых отношений в случае заключения контракта о добровольном содействии в выполнении задач, возложенных на ВС РФ.

Согласно п. 7 ст. 38 Федерального закона от 28.03.1998 № 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе", ст.351.7 Трудового кодекса РФ в связи с заключением контракта о добровольном содействии в выполнении задач, возложенных на ВС РФ (доброволец) и в случае мобилизации работник не подлежит увольнению.

В данном случае оформляется приостановление действия трудового договора на период оказания добровольного содействия или такой военной службы, что оформляется приказом.

Не позднее дня приостановления действия трудового договора работнику выплачивается заработная плата и причитающиеся ему выплаты в полном объеме за период работы, предшествующий приостановлению.

Трудовой договор возобновляется в день выхода работника на работу. О выходе работник обязан предупредить работодателя не позднее чем за три рабочих дня.

Работник может быть уволен в случае, если он не выйдет на работу по истечении трех месяцев после окончания военной службы по контракту согласно п. 7 ст. 38 Федерального закона от 28.03.1998 № 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" либо окончания действия контракта о добровольном содействии в выполнении задач, возложенных на ВС РФ.

Информация о дате окончания такой службы (контракта о добровольном содействии) должна быть направлена работодателю федеральным органом исполнительной власти, с которым работник заключил соответствующий контракт.